Связаться с нами
Нужна ли застройщику своя управляющая компания?
Статьи horwizit
18/04/2024
Наталья Касаткина
управляющий партнер УК Horwitz

Управление объектами недвижимости, в особенности если это современные, сложно наполненные, мультифункциональные объекты, это отдельный вид бизнеса, который, чтобы стать прибыльным, требует идеально отлаженных бизнес-процессов,  понимание сервисности, постоянную работу с персоналом.

Если девелопер знает, как выстроить этот бизнес, понимает его специфику и все подводные камни,  чувствует, что он «потянет» эту, на самом деле, очень непростую сферу деятельности, тогда ему стоит этим заниматься. Тем более, что в последнее время девелоперы осознали, что постпродажный клиентский сервис, который входит в управление жилыми объектами, это продолжение их продукта и фактически выполнение тех обещаний высокого качества жизни, которые девелопер давал при продаже. 

Важно, что девелоперская деятельность – проектная, на коротких дистанциях. Управление же объектом – это долгосрочная работа, выходящая далеко за рамки гарантийного срока обслуживания.

Кстати, негативный настрой некоторых жителей часто связан именно с этим: они опасаются, что после ввода в эксплуатацию «карманная» УК не будет усердствовать и требовать качественного и быстрого устранения гарантийных замечаний и дефектов от застройщика, блюдя его интересы.

Еще один интересный факт. Жители чаще и более выраженно проявляют негатив именно к УК застройщика, т.к. для них аффилированная УК – это продолжение бренда девелопера и, соответственно, прямой преемник в выполнении всех данный при продаже квартиры обещаний. Рыночная же УК воспринимается как профессиональная эксплуатирующая сервисная компания, без ассоциативной привязки к какому-либо негативу к застройщику. У нее нет необходимости тратить столько ресурсов на нивелирование претензий, вызванных ошибками застройщика,  на создание различных комьюнити, чатов, сообществ, клубов. Это сейчас считается трендом, однако из практических наблюдений могу сказать, что это скорее вынужденный, нежели востребованный, тренд. Большая часть соседских активностей – финансово и ресурсозатратны, и в этом случае эти расходы будут падать на девелопера, заинтересованного в лояльности клиентов и повторные продажи. 

Однако пока я таких компаний на рынке не знаю. Конечно, многие имеют свои управляющие компании, но они, как правило, далеки от определения «бизнес», т.к. чаще всего либо едва себя окупают, либо вообще являются дотационными (а это финансовая нагрузка на девелопера). Получается ли при этом выполнять обещания, данные клиенту при покупке, тоже большой вопрос.

Девелоперы часто обосновывают своим жителям присутствие собственной УК на объекте более простой коммуникацией с подрядными организациями, особенно в период гарантийной эксплуатации, но это тоже лукавство. Например, наша управляющая компания, принимая в эксплуатацию жилой объект, предлагает девелоперу снять с себя обязанность общаться со строительными подрядчиками, мы готовы делать это сами, напрямую, значительно ускоряя выполнение тех или иных работ. 

На мой взгляд, неплохой вариант для застройщика со своей УК – нанять профессионального, назовем его, «генподрядчика» по сервисному обслуживанию зданий из числа профессиональных рыночных управляющих компаний. При этом девелопер сохраняет свой продуктовый бренд, но при этом получает зачастую более профессиональную и квалифицированную помощь по договору, который может в любой момент расторгнуть, если вдруг качество работы подрядчика не устраивает.